Сегодня:02 мая 2024 года,
Центр поддержки клиентов
Центр поддержки клиентов

Живём, как Робинзон на острове (из материалов газеты "Гудок" Выпуск № 16 (25685))

 

Люди идут пешком по шпалам, чтобы купить лекарства.

 

В редакции скопилась огромная пачка писем. Отовсюду – из Вологодской, Белгородской, Псковской областей, Краснодарского края…

 

Читать их больно: потому, что это крик души отчаявшихся людей. Тех, кто остался в маленьких городках и посёлках, которые связывала с большой страной лишь тоненькая стальная ниточка железной дороги. А теперь и эту ниточку обрезали – поотменяли электрички. Старики плачут: «Как нам жить?» Молодежь не пишет, она бежит из глухих углов куда глаза глядят. Десятки, сотни деревень уже исчезли с карты России. Они вымирают потому, что работы нет, школы, больницы, почта и магазины там закрыли. А теперь отменили и электрички. Как будто живущие там люди – не граждане своей страны. И не имеют права на свободу перемещения, дарованного Конституцией. Хотя в Стратегии развития транспорта России декларируется обеспечение транспортной доступности для населения. Но, как видно из этих писем, только на бумаге. 



Письмо первое. «Автобус до нас не дойдёт» «С 20 января 2014 года нас оставили без средств передвижения, – пишет Валентина Макарова из Балезина. Она ветеран труда, проработала на железнодорожном транспорте более 38 лет, даже живёт на улице Железнодорожной. От Балезина до Глазова – 30 км. Пешком не дойдёшь. До руководства Волго-Вятской пригородной пассажирской компании дозвониться нет никакой возможности, – жалуется пенсионерка. – Никому и дела нет, что столько людей остались без электричек. И пусть местные власти не говорят, что есть автобусное сообщение. Чтобы добраться от деревни Качкамур до автобусной остановки, надо пройти 4 км. От деревни Умск – до нее 6 км, но зимой через поле дороги нет. От деревни Каравай – 1 км, но весной стоит вода в низине, а зимой дороги вообще нет. То же самое и с деревней Кестым – расстояние всего 1,5 км, но нет дороги. Раньше на платформах останавливались почтово-багажные поезда – привозили хлеб и продукты первой необходимости. А сейчас нет. Как выживать людям?» 


Мы отправили её письмо во все инстанции, в том числе и руководителям регионов: потому что по закону именно они теперь отвечают за транспортное обслуживание населения. Из ОАО «РЖД» сообщили в редакцию, что Волго-Вятская ППК заключила договор с Удмуртией, которым определены размеры пригородного движения, маршруты и состав поездов. Но, увы, электрички Балезино – Глазов там нет… 


А власти Удмуртии и не ответили. Там привыкли, что за всё отвечают РЖД. 
 

 

Письмо второе. «Сил нет дойти» «Мне 73 года, – пишет Галина Тимофеевна Лихачева. – Живу на станции Симская с 1948 года. У меня отец, братья сын и муж – все бывшие железнодорожники. Думала, доживу на земле своих предков тихо-спокойно, никого не беспокоя. И всё было хорошо, пока не отменили электричку. Она теперь проезжает мимо, не останавливаясь на нашем 1766-м км, как и на 1732-м, 1738-м, 1740-м, 1762-м и 1769-м. А ведь и там живут старые железнодорожники. Рядом нет проезжих дорог. Везде горы. Единственный путь, связывающий нас с городом, где есть магазины, поликлиники, больницы, аптеки, – это железная дорога. Раньше проблем не было. Можно было за 2–3 часа съездить за продуктами и лекарствами. А теперь всё – нет поездов. Я обращалась во все инстанции – к президенту, в Министерство транспорта, в Самару и даже в Челябинск – в отдел защиты прав человека. Но там или все глухие, или немые, или неграмотные – ответа так и не получила. А из остальных мест они как под копирку: мол, выделен для вас дополнительный автобус Аша – Кропачево. Но мы им не можем воспользоваться! Тем, кто живёт на 1738-м км, до дороги надо добираться через речку. Зимой она замерзает, а летом плакать хочется, когда видишь, как люди надевают болотные сапоги и идут вброд. Ну а осенью и весной речушка разливается – уже не перейдёшь. На 1779-м км живут две семьи, все престарелые. Так они ходят до Кропачева 3–4 км пешком за продуктами. У деда, видимо, пока силёнка есть, а вот бабушка в обратный путь с тяжёлыми сумками нанимает такси. И не потому, что пенсия большая, а потому, что сил нет дойти. Но это летом. А зимой к нам дороги вообще нет. Расскажу такой случай: с 1738-го км ехали в школу в Миньяр ученики. Так машинист на этой платформе не остановился – не положено. Бедные дети стучали в кабину и плакали. А он довёз их до Симской. Идти обратно 15 км. Пришлось звонить родителям – те кинулись искать машину. Неужели ничего нельзя сделать? Ведь если есть вход, значит, и выход должен быть. Когда-то ходил прекрасный поезд Златоуст – Аша в три вагона. Мы знали, что можно съездить за продуктами в больницу и по другой житейской надобности. Даже билеты продавали до нашего километра. А теперь этого поезда нет. Говорят, нерентабельный. Сегодня всё измеряется в деньгах. А мы уже старые, немощные, и пользы от нас никакой. Кто ж нам поможет?» 


И что ответишь? Что в стране всё «оптимизируется», в том числе и сострадание к людям. Вот скажи какому-нибудь местному чиновнику, что нельзя бросать стариков в беде, а он в ответ руками разведёт: так ведь денег нет. А на нет – вроде и суда нет. 


Письмо третье. «На работу не добраться» «Дорогая редакция, обращаются к вам жители городов Валуйки, Нового Оскола, Алексеевки с просьбой помочь в беде. У нас отменили электрички Валуйки – Старый Оскол, Валуйки – Алексеевка, Валуйки – Палатовка и все поезда сообщением Валуйки –Тополи, а с 25 августа 2014 года и поезд Валуйки – Старый Оскол. А для нас они жизненно необходимы, так как ими добирались на работу и с работы, пенсионеры ездили на рынок, в аптеки и больницу. Электричка Валуйки – Старый Оскол везла людей из сёл, которые не соединены автодорогами со Старым Осколом, и это единственная для них возможность добраться до места работы. Наши дети ездили на ней на учёбу в Новый Оскол. Автобусного сообщения нет – для этого надо сначала дороги построить. Из-за отмены поездов многие останутся без работы, а наши дети без образования. Звонили в ППК «Черноземье» местным властям, везде один ответ: электрички нерентабельны, а денег на дотации из бюджета нет… Россия – великая страна, она помогает всем, кто нуждается в помощи. Но почему же государство забывает о нуждах и проблемах своих граждан? Не надо доводить нас до отчаяния. В наших маленьких городах и так негде работать, а теперь у нас забирают последнюю надежду на нормальную жизнь». 

 

Под этим обращением – 160 подписей. 

 

Из администрации Белгородской области людям ответили, что электрички отменили из-за низкого пассажиропотока. Вместо них, мол, курсируют другие. Да вот только на них если и можно доехать до работы, то разве что в ночную смену. Ах да, ещё пообещали светлую перспективу: в программу дорожных работ на 2015–2016 годы, мол, включены строительство и ремонт дорог там, где их нет или они не соответствуют нормативам. После этого пустят автобусы. 


Но, может, сначала надо было построить дороги, а уже потом отказываться от услуг пригородной компании? 


Кстати, мы не нашли нигде ответа на вопрос: почему администрация области готова вложить немалые деньги в строительство дорог, чтобы только не субсидировать пригородное железнодорожное сообщение? Узнали только, что с 2011 по 2013 год регион выделил ППК «Черноземье» на компенсацию убытков от регулирования цен билетов всего 11% от суммы, которую задолжал. 

 

Письмо четвёртое. «В чём мы виноваты?» «Хочу излить не столько свою, сколько людскую боль 1,5-тысячного населения станции Семигородняя Харовского района, – пишет Раиса Соколова. – Да и не только нашего посёлка, но и соседних районов. Не верилось, что кто-то сможет отменить последние электрички (особенно утреннюю – в областной центр), и всё население вдоль Северной железной дороги будет брошено на произвол судьбы. Ведь только электричка связывала людей с работой, учёбой, сберкассой, да и на рынок многие ездили, чтобы продать грибы-ягоды, овощи, молоко – работы нет, а выживать как-то надо, кормить детей и внуков. Но электрички всё же отменили. О людях не подумали. Одна депутатка заявила: «Сейчас только ленивый не имеет машины». Но можно ли купить машину на зарплату рабочего или на пенсию? Да и была б машина – дорог-то нет. От деревни единственная тропка вела к электричке ... У нас есть станция Волонга, там было подсобное хозяйство леспромхоза, снабжавшее мясом, молоком, творогом и поросятами весь район. Пока работал леспромхоз – была и дорога 9 км длиной. Сейчас людям оттуда к нам не добраться. А у них там всё позакрывали – медпункт, магазин, почту. Те же проблемы и у людей на всех остановках электрички. У властей и компаний нет денег, а мы-то в чём виноваты?» 


Северная пригородная пассажирская компания ответила Раисе Ивановне, что является лишь исполнителем заказа администрации Вологодской области. Тариф, который регион установил на перевозки в пригородных поездах, для ОАО «СППК» убыточен, но компенсировать эти убытки не хочет, хотя это и предусмотрено законом. Ни в 2012, ни в 2013, ни в 2014 годах в областной бюджет даже не закладывали средства на погашение долгов перевозчику. Все эти годы Северная пригородная пассажирская компания возила пассажиров и терпела убытки. Но продолжать далее уже не может. 


В ОАО «СППК» говорят, что предприняли все меры, чтобы сохранить объёмы пригородного сообщения в Вологодской области. Только в 2014 году проведено более 15 встреч с целью достичь компромисса. Шли даже на уступки, предлагая рассрочить выплату долга на 10 лет. Но правительство области все предложения отклонило. 


А на прошлой неделе пришёл ответ и от заместителя губернатора Вологодской области. Он сообщает, что после отмены электричек департаментом дорожного хозяйства и транспорта области организованы альтернативные маршруты автобусов Вологда – Волжега (с заездом в Сокол, Харовск, Пундугу и Кадниковский) и Вологда – Семигородняя. А региональная комиссия издала приказ № 988 от 23.12.2014 года об установлении тарифов на перевозки пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, осуществляемые ОАО «Северная пригородная компания» на территории Вологодской области на экономически обоснованном уровне – 5 руб. 20 коп. за один пассажиро-километр. В целях сохранения пригородных железнодорожных перевозок в областном бюджете на 2014-й, а также и 2015–2016 годы заложили возмещение недополученных доходов ОАО «СППК» в объёме 22 млн руб. Однако компания отказалась подписывать договор. 


Компанию можно понять: представьте, что вам кто-то должен сто рублей, а предлагает отдать рубль – и мы, мол, в расчёте. 


Поражает бездушие местных властей. Пока они торгуются с пригородной компанией, люди мучаются. Отправить бы какого-нибудь областного чиновника в Семигороднюю на перекладных, чтобы на себе прочувствовал, каково это жить без дорог, словно на острове. Может, тогда по-другому бы ко всему отнеслись. 


А Раиса Ивановна ещё весточку прислала: «Сегодня поехала на автобусе в Харовск снять пенсию. Расстояние до автотрассы в 12 км он шёл 28 минут. Но дорога была сухая, а если слякоть, снег, дождь – то и часом не обойдёшься. А не дай Бог сломается – помощи не дождёшься. Да и цена… За электричку (ехали 15 минут) мы платили 22 рубля, а за автобус – 112 (едем 53 минуты). Нам это не по карману. Может, всем миром на электричку скинуться?» 

 

Письмо пятое. «Стоим живыми мишенями» «Пишут вам жители деревень Дновского района Псковской области. У нас отменили электричку Дно – Оредеж. Куда мы только ни обращались – к президенту страны, на Центральное телевидение, в местную администрацию и газеты. Нет ответа. Приезжал только представитель РЖД из Пскова посмотреть на наши дороги. А их как таковых и нет. Рабочий поезд пока ходит, но берёт только железнодорожников. Жители деревни Долженцы были вынуждены дважды вставать живым заслоном, чтобы остановить поезд, доехать до города и купить продукты. Мы уже предупредили местную администрацию, что баррикаду на рельсах построим. А они нам ответили: «Повесьте лучше красный флаг». Вот и вся реакция. А нам надоело уже стоять живыми мишенями перед поездом». 


Это письмо мы получили в начале прошлого года. И отправили его в администрацию Псковской области. Та спустя месяц ответила, что она-то включила поезд Дно – Оредеж в перечень маршрутов, но он не вошёл в заказ Новгородской области. Договориться между собой двум администрациям, видимо, было не с руки. А вчера пришло сообщение, что в Псковской области движение электричек полностью прекращено. 


И мы позвонили Людмиле Матвеевой, одному из авторов письма. Она заплакала, помогите! Область выделила 8 млн на строительство автодороги, но её до деревни Долженцы не дотянули. Поэтому приходится вставать в четыре утра и почти два километра идти пешком по железной дороге до Дна, чтобы там сесть на автобус и доехать до Пскова. Мы, говорит, в прошлом году три раза поезд останавливали – нас даже в полицию забирали. Но что делать? Вчера сын Людмилы Ивановны, приезжавший ее проведать, пытался на машине выехать – так её всей деревней два километра толкали по сугробам. 


Утешит ли эту женщину то, что в такой ситуации сегодня не только псковичи? Вот письмо из Карелии: отменили электрички с удобным расписанием. И в Ростовской области те же проблемы. Ветераны- железнодорожники станций Гривенная, Кадамовка, Керчик, Лесостепь, Усть-Донецкая просят компанию «РЖД»: «Дайте хоть какую-нибудь дрезину с крышей и печкой,чтобы до города доехать...». 

А где региональные власти, почему они этих людей не слышат? Или действительно оглохли и онемели? Всю эту ситуацию можно было заранее предвидеть и просчитать, не доводя до тупиковой. Можно было давно принять соответствующие законы. Во всем мире пригородные перевозки субсидируются местными властями. И только у нас все по-другому. Сегодня вроде и закон есть, но многими регионами не выполняется. В итоге пригородное железнодорожное сообщение сокращается год от года. Из-за этого нет и не будет нормальной жизни в глубинке. Но никто ещё не понёс за это ответственности. Вместо принятия жёстких мер проводятся совещания, дебаты, торги. А люди в это время пешком идут по шпалам за хлебом… 

 

Автор: Татьяна Иванова

 

Источник газета "Гудок" Выпуск № 16 (25685) от 3 февраля 2015 года

Новый остановочный пункт для пригородных поездов открыли в Воронеже в рамках проекта «Городской поезд» В рамках проекта «Городской поезд» в Воронеже открыли новый остановочный пункт для пригородных поездов Центральный парк, который расположен рядом с автобусной остановкой «Динамо» и популярным местом отдыха горо
Уважаемые пассажиры! Обращаем ваше внимание на то, что по техническим причинам 28 апреля 2024г. изменяется расписание движения пригородного поезда №6219 сообщением Курск - Белгород: Маршрут Прибытие Стоянка Отправление Курск 08:16 Клюква 08:26 1 мин 08:27 Кона
Уважаемые пассажиры! Обращаем ваше внимание на то, чтов связи с производством ремонтных работ, изменяется расписание пригородных поездов: 28 апреля 2024года: №6344 сообщением «Грязи-Воронежские – Воронеж-Курский». Курсировать данный поезд будет следующим расписанием: №6344«Грязи-Воронежские – Вор
Уважаемые пассажиры! Обращаем ваше внимание на то, что в связи с производством ремонтных работ: 1) Изменяется расписание пригородных поездов: 17 мая 2024 года. №6002 сообщением «Воронеж-1 – Кантемировка». Курсировать данный поезд будет следующим расписанием: Воронеж-1 17:54 о.п. Берёзо

АО «ППК «Черноземье». 394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 104 Б, нежилое встроенное помещение I в лит. 1А, офис 915.тел. +7(473)265-16-40, факс.+7(473)265-16-45 . 

 

8 800 775 00 00 (Центр поддержки клиентов) —актуальная информация о расписании движения пригородных поездов. Круглосуточно, звонок по России бесплатный

При использовании любых материалов ссылка на сайт www.ppkch.ru обязательна