23.12.2014

Что ждет пригородные пассажирские перевозки в Центральном Черноземье в 2015 году? Будет ли многократное сокращение размеров движения?

 

Будущее сферы пригородных пассажирских перевозок во многом зависит от региональных властей, так как федеральным законом организация транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении отнесена к полномочиям субъектов Федерации. Но пока лишь единицы нашли взаимопонимание с перевозчиком.

 

Как известно, в мае Правительство РФ утвердило Концепцию развития пригородных пассажирских перевозок. Согласно этому документу за организацию пригородного сообщения отвечают власти субъектов РФ.

Администрация региона определяет сколько поездов, какой составностью, на каких маршрутах, с какой периодичностью требуются населению и стоимость проезда в них, после чего нанимает перевозчика и заключает с ним договор перевозки.

При этом, если экономически обоснованный уровень тарифа на перевозку выше, чем установленная стоимость проезда (то есть расходы перевозчика не покрываются выручкой от продажи билетов), то заказчик перевозки должен компенсировать пригородной компании возникающие убытки.

Предусматривает Концепция и возможность отказа от пригородных поездов. Администрация области может сделать это своим решением, а перевозчики – если их услуги не оплачиваются заказчиком перевозок (то есть область не компенсирует возникающие убытки).

В 2015 году будет и еще одно важно отличие. В текущем году 99% стоимости услуг инфраструктуры оплачивается из бюджета РФ, а на долю пригородных компаний остается лишь малая часть этой суммы. В новом году субсидии из бюджета государства уменьшаться до 75% от полной стоимости, соответственно увеличится потребность в компенсациях из региональных бюджетов.

К сожалению, за четыре года работы пригородной компании ОАО «ППК «Черноземье» из бюджетов регионов было компенсировано только 27,5% убытков от государственного регулирования тарифов на проезд. Как следствие, сейчас компания находится в предбанкротном состоянии. Задолженность регионов перед ОАО «ППК «Черноземье» за 2011–2013 года составляет более 2,6 млрд. руб.  Такое недофинансирование привело к образованию миллиардных долгов уже у самого перевозчика перед поставщиками услуг и товаров.

Как следствие только с начала 2014 года на полигоне ОАО «ППК «Черноземье» отменено 113 пригородных поездов, что привело к сокращению 146 работников компании и более 200 работников сопутствующих отраслей.

В таких условиях осуществлять перевозку, не имея договоров транспортного обслуживания и соответствующих гарантий компенсации убытков, пригородная компания не может.

ППК предложила администрациям субъектов заключить договоры из расчета тех денег, которые предусмотрены бюджетами областей на 2015 год. Это значит, что если денег достаточно, к примеру, на восемь пригородных поездов, то и курсировать будет восемь, а не девять. Практика прежних лет, когда за этот «девятый поезд» субъекты Федерации обещали рассчитаться позже, после принятия поправок в региональный бюджет, учитывая отрицательные итоги таких «расчетов» больше применяться не будет. В качестве варианта предложено заключение договора не на весь 2015 год, а на ограниченный период. Да, стороны договором предусмотрят  девять поездов, но продолжительность его действия будет меньше года.

Власти субъектов Федерации получили все необходимые расчёты перевозчика, выполненные в соответствии с требованиями Федеральной нормативной базы.  Но далеко не во всех регионах эти расчёты принимаются и по старой традиции объявляются непрозрачными, завышенными – лишь бы оттянуть время расчёта. Соответственно, диалог с местными властями затягивается. К примеру, в Белгородской области регулирующий орган среди прочего полностью исключил из расчетов компании расходы на уплату …. федеральных налогов!

Тем временем подходит крайний срок подписания договоров на транспортное обслуживание.

Пока ни одна из семи областей, которые обслуживает в 2014 году ОАО «ППК «Черноземье» не заключила с ней договор транспортного обслуживания.

Ближе всего к решению проблемы в Тамбовской и Липецкой областях, где завершается процесс переформатирования маршрутной сети для обеспечения полной компенсации убытков в 2015 году. Курская область готова подписать договор с ППК в любой момент, обеспечив его денежными средствами в необходимом количестве, однако практически все поезда компании, следующие по территории этого субъекта РФ, начинаются или заканчиваются в Белгородской области, проектом бюджета которой предусмотрены на 2015 год только 12 млн. руб. из 172 необходимых. Практически полностью пригородная компания вынуждена уйти с полигонов Пензенской и Саратовской областей, где также не нашлось денег на субсидирование пригородных перевозок. Остается неопределенной ситуация в Воронежской области – пригородной компанией разработаны и представлены в администрацию региона три варианта сокращения размеров движения – до 99, 69 и 40 пригородных поездов, вместо 115 курсирующих сейчас. Решения о выборе варианта и источниках его финансирования пока нет. 

 

Пригородной компанией «Черноземье» разрабатывалось множество вариантов развития пригородных перевозок в Центральном Черноземье: проекты «городских электричек» в Воронеже и Тамбове, перевозки в особую экономическую зону «Липецк» и индустриальный парк «Масловский», прямые маршруты между областными центрами, экскурсионные поезда. Однако, к сожалению, пока речь идет только о сохранении пригородных железнодорожных перевозок как вида. Поэтому отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок, можно сказать, что решение в настоящий момент остается за руководителями регионов, времени на принятие такого решения почти не осталось, а коллектив ОАО «ППК «Черноземье» надеется и дальше честно и  добросовестно делать свою работу и обеспечивать население качественными, всепогодными, безопасными, комфортными перевозками.